(3852) 22-35-75, 22-35-77
Россия, г.Барнаул
ул. Интернациональная 122, офис 608,  здание БЦ «Идеал 2».

Что происходило с системой ценообразования в 2010 г.

04.02.2011 Дореформировались…


Конец года – это пора подведения итогов и определения планов на будущее. Причем желательно, чтобы два этих процесса происходили именно в такой последовательности – тогда можно будет определять новые планы с учетом достигнутых результатов и накопленного опыта. Подводя итоги и оценивая произошедшие за год события в области ценообразования в строительстве, полезно вернуться на год назад и вспомнить, с чего начинался 2010 год.

Были ведь и тогда у сметного сообщества какие-то планы и надежды на лучшее? 


Суть всех планов и надежд, наверное, выражает одна простая мысль. Каждому сметчику хочется спокойно выполнять свою профессиональную работу, применяя качественные сметные нормативы и руководствуясь при этом ясными и понятными правилами их использования, и получать в результате достоверную сметную стоимость строительства.

Именно такое направление действий было задано постановлением правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427. В этом постановлении Министерству регионального развития Российской Федерации было поручено кроме всего прочего осуществлять ведение федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, обеспечить разработку укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов. Реализация постановления № 427 должна была начаться как раз с 1 января 2010 г.

Как говорится, гладко было на бумаге… А на практике подведомственное Минрегиону ФГУ ФЦЦС прежде всего попыталось использовать постановление правительства как повод для окончательной реализации своего сугубо коммерческого проекта – перехода всей страны на новую редакцию сметно-нормативной базы в ценах 2000 г.

Ведь именно сборники государственных сметных нормативов в новой редакции были в первую очередь включены во вновь созданный федеральный реестр сметных нормативов, т. е. только ими отныне можно пользоваться для оценки сметной стоимости объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Излишне вновь рассказывать о том, что так называемая новая редакция представляет собой почти полностью переписанную ранее действовавшую редакцию сметно-нормативной базы в ценах 2000 г. (подробнее об этом – в спецвыпуске «ИТС» № 3).

Таким образом, в сухом остатке от несложной комбинации из двух редакций нормативной базы – гигантские силы и средства, потраченные на организацию «перехода», сопутствующий этому беспорядок и непонимание на всех уровнях составления и проверки сметной документации. И самое главное для инициаторов данного проекта – миллионные доходы от добровольно-принудительной покупки «новой редакции» всеми российскими строительными предприятиями.

А чтобы эти доходы дополнительно увеличить и направить в строго определенном направлении, новаторы из ФГУ ФЦЦС, во-первых, всячески препятствуют опубликованию официально утверждаемых нормативных документов в Интернете для доступа к ним неограниченного круга лиц. И, во-вторых, пытаются искусственно ограничить конкуренцию на рынке компьютерных сметных программ, произвольно выбирая тех разработчиков, которые имеют право распространять «новую редакцию» в составе своей сметной программы.

Проблема открытого опубликования нормативных документов на региональном уровне поэтапно решается согласованными усилиями инициативных групп граждан и Федеральной антимонопольной службы (читайте об этом на стр. 5 в газете "ИТС"). А в вопросе о том, чтобы свободной конкуренции на рынке компьютерных сметных программ не мешали искусственные и незаконные административные барьеры, была поставлена точка в решении ФАС России по знаковому делу против Минрегиона от 4 мая 2010 г. (см. спецвыпуск № 3).

Как сказано выше, «новая редакция» почти неотличима от старой – это стало ясно сразу в момент ее появления. Но вскоре выяснилось, что в «новую редакцию» были заложены и отдельные сюрпризы целенаправленного действия. Самый яркий пример – группа расценок на устройство буронабивных свай оказалась в несколько раз выше по стоимости, чем аналогичные расценки в ранее действовавшей нормативной базе. И это несмотря на то, что в обоих случаях речь идет о стоимости в ценах 2000 г.! Можно только предполагать, какие средства были изъяты из федерального бюджета в результате использования таких интересных расценок при строительстве одних только олимпийских объектов в районе Сочи…

Разумеется, после того как независимые специалисты выявили в «новой редакции» такую прореху для бюджетных денег, они сначала схватились за голову, а затем мобилизовали все доступные ресурсы, чтобы повлиять на ситуацию. На имя председателя правительства Российской Федерации и других высоких руководителей были направлены депутатские запросы, где описывалось нетерпимое положение с ценообразованием в строительстве и содержалась просьба взять ситуацию под контроль.

В результате предпринятых действий премьер распорядился создать Экспертный совет по ценообразованию в строительстве при правительстве Российской Федерации. Кроме того, предыдущая деятельность Минрегиона России по реформе ценообразования была признана неудовлетворительной, а отвечавший за это направление заместитель министра Сергей Круглик был уволен с должности. И наконец, было официально признано, что принятые правительством Российской Федерации решения в области ценообразования в строительстве находятся в зоне риска. Что называется, приехали…

С этого момента уже каждое новое действие Минрегиона России и особенно ФГУ ФЦЦС подвергалось придирчивому анализу, после чего обычно следовала серьезная и аргументированная критика со стороны профессионального сообщества. В частности, на одном из своих первых заседаний созданный экспертный совет дал отрицательное заключение по проекту укрупненных нормативов, разработанных в Минрегионе, и не рекомендовал вводить их в действие. Таким образом, оказалось провалено по всем статьям соответствующее поручение правительства из постановления № 427.
Что касается пресловутых буронабивных свай, эти расценки сначала были по-тихому слегка подредактированы в сторону уменьшения, а затем в Минрегионе, видимо, решили уже окончательно снять с себя этот грех – в письме от 20 августа 2010 г., подписанном новым заместителем министра Константином Королевским, Минрегион официально сообщил, что к этим расценкам следует применять коэффициент 0,4.

То есть в течение года стоимость данного вида работ сначала была необоснованно многократно завышена, а затем постепенно вернулась почти в исходное состояние. И при этом на каждом этапе мы имели дело с нормативной информацией, которая была официально утверждена и включена в федеральный реестр сметных нормативов, – все как положено… Ясно, что такие фокусы дискредитируют саму идею федерального реестра как надежного источника нормативной информации, достоверность которой гарантирована государством. Следовательно, и в этой части постановление № 427 фактически не исполнено.

Примеры подобного рода можно приводить еще и еще, но это никак не изменит основного вывода: к сожалению, ценообразование в строительстве на федеральном уровне находится в глубоком упадке. Складывается впечатление, что любые поручения руководителей государства по реформам в этой сфере либо вообще не исполняются, либо исполняются ненадлежащим образом.

Владимир ТЮКОВ,
Москва