(3852) 22-35-75, 22-35-77
Россия, г.Барнаул
ул. Интернациональная 122, офис 608,  здание БЦ «Идеал 2».

Про письмо Минрегиона о НР и СП

04.02.2011
        Про письмо Минрегиона о НР и СП

В самом конце прошлого года Министерство регионального развития Российской Федерации выпустило письмо о новом порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в строительстве начиная с 1 января 2011 года (письмо № 41099-КК/08 от 6 декабря 2010 года).
В первые недели после выхода письма оно оставалось практически не замеченным со стороны наших пользователей, но стоило стране вернуться к работе после новогодних каникул – и вопросы по данной теме посыпались как из рога изобилия.

Сейчас, по прошествии некоторого времени, можно уверенно сказать, что такие вопросы составляют абсолютное большинство среди вопросов, которые сметчики в 2011 году задают мне на различных семинарах или присылают на наш интернет-сайт в раздел «Вопросы и Ответы» (http://www.grandsmeta.ru/faq).
Чем это можно объяснить?

Во-первых, конечно, важностью темы – ведь ни один сметный расчет не обходится без начисления накладных расходов и сметной прибыли. А во-вторых, следует заметить, что ставшее уже знаменитым письмо от 6 декабря 2010 года содержит немало мелких деталей, ссылок на различные нормативные документы, которые при поверхностном прочтении можно пропустить либо посчитать несущественными, но именно они дают ответы на большинство возникающих вопросов.

Поэтому первый совет, который я неизменно даю в последнее время, приступая к ответу на очередной заданный вопрос, – открыть текст письма и вместе прочитать еще раз избранные места из него… Может быть, и не один раз, а несколько – до тех пор, пока в этом тексте остается хотя бы одна фраза или ссылка, смысл которой непонятен. Как правило, сеанс такого коллективного чтения приводит к тому, что человек сам приходит к ответу на свой вопрос – при минимальной помощи с моей стороны.

Попробую выделить несколько основных моментов, к которым так или иначе сводятся все вопросы по поводу письма Минрегиона № 41099-КК/08 от 6 декабря 2010 года о новом порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли (далее – просто письмо). Но прежде всего, необходимо напомнить краткое содержание письма (а полностью оно было опубликовано в предыдущем номере «ИТС»).

Итак, с 1 января 2011 года при определении сметной стоимости строительства (капитального ремонта) в текущем уровне цен к нормативам накладных расходов, приведенным в приложении 4 к МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004 применяется коэффициент 0,85. При этом данный коэффициент не распространяется на отдельные виды работ из указанного набора, и в письме приводится полный перечень исключаемых видов работ.

Аналогично, с 1 января 2011 года при определении сметной стоимости строительства (капитального ремонта) в текущем уровне цен к нормативам сметной прибыли, приведенным в приложении 1 к письму Росстроя № АП-5536/06 от 18 ноября 2004 года, применяется коэффициент 0,8. При этом, подобно коэффициенту 0,85, данный коэффициент не распространяется на отдельные виды работ из указанного набора, и в письме приводится полный перечень исключаемых видов работ.

Кроме того, в письме сказано, что с 1 января 2011 года утрачивает свое значение коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Росстроя № ЮТ-260/06 от 31 января 2005 года.

И наконец, с 1 января 2011 года утрачивают силу п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004.
В связи с этим сразу следует пояснить, что в указанных пунктах методических указаний идет речь об определении сметной стоимости строительства для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения. И в частности, говорится о необходимости применять к нормативам накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ коэффициент 0,7.

Таким образом, проще говоря, с 1 января 2011 года отменяется коэффициент 0,7 к нормативам накладных расходов, который до сих пор применялся при упрощенной системе налогообложения.

Никакой иной прикладной информации в письме нет – хотя наиболее продвинутым сметчикам было бы полезно прочитать также, какими соображениями авторы письма аргументируют необходимость ввода в действие новых коэффициентов, и отмены ранее действовавших коэффициентов. Но для нас сейчас эта мотивировочная часть письма не представляет интереса.

Вот теперь, когда мы точно знаем, о чем в письме сказано (а также, что не менее важно, – о чем там не сказано), можно будет легко ответить на большинство возникающих вопросов.

Самый простой вопрос, который, тем не менее, задают чаще всего – следует ли применять новые коэффициенты 0,85 и 0,8 по видам ремонтно-строительных работ? Однозначный ответ – конечно, не следует!
Приложение 4 к МДС 81-33.2004 (для накладных расходов) и приложение 1 к письму Росстроя № АП-5536/06 от 18 ноября 2004 года (для сметной прибыли) представляют собой перечень нормативов по видам строительных и монтажных работ. Любой желающий может в этом убедиться, открыв соответствующие документы.

А нормативы по видам ремонтно-строительных работ приведены в приложении 5 к МДС 81-33.2004 (для накладных расходов) и приложении 2 к письму Росстроя № АП-5536/06 от 18 ноября 2004 года (для сметной прибыли). Таким образом, новые коэффициенты 0,85 и 0,8 не имеют к ним никакого отношения.

Тот же самый аргумент объясняет, например, почему новый коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов не следует применять к укрупненным нормативам по видам строительства – эти нормативы приведены в приложении 3 к МДС 81-33.2004.

Однажды подобный вопрос возник у одного из пользователей в отношении норматива накладных расходов в размере 66 % при выполнении работ по изготовлению в построечных условиях материалов, полуфабрикатов, металлических и трубопроводных заготовок. К этому нормативу также не следует применять новый коэффициент 0,85 – ведь данный норматив приведен в п.4.10. МДС 81-33.2004, т.е. опять же за рамками приложения 4.

Еще одна группа часто задаваемых вопросов касается работы в условиях упрощенной системы налогообложения.

Многие наши пользователи решили, что новый коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов применяется только при общей системе налогообложения. Что характерно, некоторые пользователи пришли к прямо противоположному выводу о том, что этот коэффициент следует применять только при упрощенной системе налогообложения.

Между тем, при внимательном чтении письма не обнаруживается никаких признаков того, что применение новых коэффициентов 0,85 и 0,8 обусловлено какой-либо системой налогообложения. Следовательно, эти коэффициенты следует применять по соответствующим видам работ при любой системе налогообложения.

В связи с упрощенной системой налогообложения часто возникает вопрос по поводу коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли, который до сих пор применялся совместно с отмененным коэффициентом 0,7 к нормативам накладных расходов. Казалось бы, логично было отменить также и коэффициент 0,9?

В подобных случаях я обычно советую не стремиться увидеть в письме то, чего там нет, и не пытаться исправить ошибки авторов письма (действительные или мнимые). Если об отмене коэффициента 0,9 в письме ничего не сказано – значит, его по-прежнему следует применять.

Кстати, и по поводу других известных случаев применения коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли нередко спрашивают, сохранились ли эти коэффициенты после 1 января 2011 года. И я каждый раз повторяю тот же самый тезис – если в письме об этом ничего не сказано, то ничего не изменилось. Например, это касается всех коэффициентов, указанных в примечаниях за приложением 4 к МДС 81-33.2004.

Одна очень важная тема оказалась вообще не отражена в письме… Я имею в виду применение новых коэффициентов 0,85 и 0,8 при базисно-индексном способе расчета в зависимости от того, какие индексы используются для пересчета от базисных цен в текущие – индексы по статьям затрат или индексы на СМР.
Здесь, на мой взгляд, следует руководствоваться известными стандартными правилами разработки и применения индексов по аналогии с ранее действовавшим коэффициентом 0,94 к нормативам накладных расходов.

Это означает, что в ситуации, когда используются индексы по статьям затрат с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли в текущих ценах, следует дополнительно применять коэффициенты 0,85 к нормативам накладных расходов и 0,8 к нормативам сметной прибыли по соответствующим видам работ.
А если используются единые индексы на СМР (учитывающие накладные расходы и сметную прибыль), то коэффициенты 0,85 и 0,8 не применяются, так как уже учтены индексами.

И наконец, последняя группа вопросов касается применения коэффициента 0,85 к нормативам накладных расходов по видам монтажных работ. На такие вопросы отвечать сложнее всего из-за того, что соответствующее положение в тексте письма – в том виде, как оно сформулировано – не допускает четкого и однозначного толкования.

В письме сказано, что коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов не распространяется на монтаж оборудования. Как это следует понимать? С одной стороны, во многих методических документах понятия «монтаж оборудования» и «монтажные работы» фактически имеют одинаковый смысл. А с другой стороны, в письме перечень исключаемых видов работ следует за ссылкой на приложение 4 к МДС 81-33.2004.

Но в приложении 4 «Монтаж оборудования» является наименованием конкретного вида монтажных работ в п.43, и отнюдь не охватывает всю группу сборников на монтажные работы. Ведь есть еще п.28 – «Сооружения связи, радиовещания и телевидения», п.44 – «Монтаж оборудования на атомных электростанциях», п.45 – «Электромонтажные работы», п.46 – «Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах» и п.47 – «Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах».

Следовательно, выбирая один из двух возможных вариантов толкования понятия «монтаж оборудования» в письме, оставалось только обратиться за консультацией к авторам письма и поинтересоваться, что они имели в виду. Мы так и сделали, и получили ответ, что в письме подразумевается «монтаж оборудования» в узком смысле – т.е. как работы из п.43 приложения 4 к МДС 81-33.2004. Таким образом, по остальным видам монтажных работ следует применять коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов.

Тем не менее, если руководствоваться только текстом письма и не принимать во внимание дополнительные разъяснения, которые пока официально не опубликованы, то вопрос о монтажных работах остается самым слабым звеном в новом порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в строительстве.

Как нам стало известно, Минрегион готовит к опубликованию некий документ, где будет представлен полный перечень всех видов строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ с указанием, какие поправочные коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли следует применять в каждом случае. Я надеюсь, что такая мера автоматически снизит остроту проблемы – и это сразу отразится на количестве задаваемых нам вопросов…

ВЛАДИМИР ТЮКОВ.