(3852) 22-35-75, 22-35-77
Россия, г.Барнаул
ул. Интернациональная 122, офис 608,  здание БЦ «Идеал 2».

На вопросы отвечает Лилия ПОДЫНИГЛАЗОВА, начальник отдела сметных норм и расценок на строительные работы ОАО «ЦНИИЭУС»

06.11.2013
Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) занимается методической разработкой нормативно-правовых документов в области ценообразования в строительстве, консультирует по вопросам формирования сметной стоимости строительной продукции, особенности составления сметной документации на разных этапах инвестиционной деятельности, нормативно-правовым документам в области ценообразования в строительстве.

ВОПРОС: Являясь заказчиком работ по производству реконструкции хранилища твердых ядерных отходов, расположенного на территории действующей атомной электростанции, мы столкнулись с проблемами, которые нам не позволяют завершить составление сводного сметного расчета. Данный объект относится к особо опасным и технически сложным производственным объектам, а стало быть, является трудным и сложным для исполнителей (подрядчиков), а также объектом, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности при выполнении каких-либо работ на объекте.

Проект очень трудоемкий как для проектной организации, так и для подрядчиков, требующий повышенного внимания к проекту организации строительства (ПОС), но не меньшие затраты требуются и на составление проекта производства работ (ППР). Сводный сметный расчет был составлен в базисных и текущих ценах по состоянию на II квартал 2012 г.

После начала работ выяснилось, что средств, которые заложены в накладные расходы подрядчика, недостаточно для составления такого сложного и многодельного ППР, а главное, что у подрядчика нет требуемого квалифицированного персонала, который бы мог выполнить такую серьезную и сложную работу.

Мы обратились за помощью в проектную организацию, которая ведет проектирование реконструкции нашего объекта, и получили согласие на составление ППР. Встал вопрос о финансировании договора на составление ППР, и здесь-то выяснились истинные затраты на эту работу.

На сегодняшний день у нас ведется пересчет сводного сметного расчета реконструкции объекта, так как за период проектирования и начала производства работ появились новые требования к таким объектам, а все это привело к увеличению затрат. В силу сложившихся обстоятельств принято решение переутвердить сводный сметный расчет на реконструкцию и учесть все дополнительно возникшие затраты.

По затратам на производство строительно-монтажных работ, приобретению технологического оборудования у нас не возникает проблем, но вот как поступить с затратами на составление ППР, у нас нет ясного и единодушного мнения. Проектировщики считают, что затраты на ППР можно включить в главу 9 «Прочие» или в главу 12 «Проектные и изыскательские работы», а мы не уверены в этом. Если и можно включить в главу 9 или 12, то существует ли какой-то лимит на такие затраты или можно включать всю необходимую сумму таких затрат, которые определены расчетом к договору на составление ППР?

Возможно, свое решение о включении затрат на составление ППР проектной организацией мы можем подкрепить каким-то документом? И все-таки, по вашему мнению, каково место этих затрат, в какой главе сводного сметного расчета?

ОТВЕТ: Конечно же, возникшая у вас проблема разрешима. Действительно, для таких объектов, как хранилище твердых ядерных отходов, которое относится к технически сложным объектам, предусмотрена возможность размещения задания на разработку проекта производства работ в проектной организации.

В разъяснениях Министерства регионального развития Российской Федерации приведено, что по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам лимит средств на разработку ППР устанавливается в размере до 20% от стоимости части (раздела) рабочей документации, на основании которой выполняются строительно-монтажные работы, качественное выполнение которых невозможно без ППР.

Поэтому для решения возникшего вопроса предлагаю использовать разъяснения Минрегиона РФ, которые приведены в письме от 3 марта 2011 г. № 10953-ИП/08, текст которого приведен ниже.

Министерство регионального развития РФ
Письмо от 3 мая 2011 г. № 10953-ИП/08

Министерством регионального развития Российской Федерации рассмотрено обращение и сообщается следующее.

В соответствии с п. 8 раздела 3 Приложения 6 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004) расходы по разработке проектов производства работ (далее – ППР) предусмотрены в составе накладных расходов.

При этом в случае нехватки средств в составе накладных расходов оплата работ по проектированию ППР может быть произведена за счет резерва средств подрядной организации, учитываемого в составе твердой договорной цены.
В случае отсутствия резерва средств в составе твердой договорной цены и недостаточности средств, предусмотренных в составе накладных расходов, по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам (ст. 48.1 Градостроительного кодекса) на основании решения государственного заказчика затраты на разработку ППР рекомендуется учитывать отдельной строкой в главе 12 «Проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета.

Лимит средств на разработку ППР для указанных объектов устанавливается в размере до 20% от стоимости части (раздела) рабочей документации, на основании которой выполняются строительно-монтажные работы, качественное выполнение которых невозможно без ППР. Оплата работ по разработке ППР производится в пределах лимита средств на основании обосновывающих документов.

Кроме того, в целях обеспечения качественного выполнения строительных работ при возведении объектов, относящихся к указанным категориям, и их безопасной эксплуатации разработка ППР должна осуществляться специализированными проектными организациями.
Директор департамента
архитектуры, строительства
и градостроительной политики
И. Пономарев

ВОПРОС:
Проектом на реконструкцию автомобильной дороги предусмотрено устройство монолитных железобетонных подпорных стен, т. е. с учетом затрат на так называемые противооползневые мероприятия. Необходимых нормативов в сборнике № 27 «Автомобильные дороги» нет, и проектная организация при определении сметной стоимости указанных работ использовала нормативы сборника № 30 «Мосты и трубы».

В финансировании реконструкции автодороги предусмотрены хотя и незначительные, но все же средства из федерального бюджета, а по этой причине к сметной стоимости предъявляются повышенные меры бдительности со стороны всякого рода контролирующих организаций.

Данные работы относятся к линейному строительству, да еще и выполняются в горной местности, при этом технология их производства, организация труда, используемые материалы и применяемые машины и механизмы по своему составу идентичны составу государственных элементных сметных норм по устройству монолитных железобетонных подпорных стен сборника ГЭСН № 30 «Мосты и трубы».

Для определения сметной стоимости работ по устройству монолитных железобетонных подпорных стен на объекте применили нормативы следующих таблиц: ГЭСН (ФЕР) 30-08-008-06 и 30-08-009-01. Допустимо ли использование указанных нормативов для определения реконструкции автомобильной дороги? Проверяющие считают, что необходимо применять для оценки таких работ «что-то из бетона», но обязательно только из сборника № 27. Разве это правильно?

ОТВЕТ: В п. 1.27 «Общих положений» отмечено следующее: «ГЭСН части 27 «Автомобильные дороги» предназначены для определения затрат на выполнение работ по сооружению автомобильных дорог. В настоящих ГЭСН предусмотрены работы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках, за исключением норм таблиц 27-02-010, 27-03-001, 27-03-004, 27-03-008, которыми следует пользоваться во всех случаях, кроме ремонтных работ на городских проездах».

na_9.jpg

Также отмечено и то, что работы, выполняемые при строительстве автомобильных дорог, но не включенные в ГЭСН-2001 (ФЕР-2001) часть 27 «Автомобильные дороги», определяются по соответствующим частям ГЭСН-2001 (ФЕР-2001) на строительные работы.

Поэтому, учитывая изложенное, можно заключить, что предусмотренное проектом устройство монолитных железобетонных подпорных стенок (т. е. выполнение противооползневых мероприятий при строительстве объекта «Автомобильная дорога») в связи с отсутствием данного вида затрат в ГЭСН-2001 (ФЕР-2001) части 27 «Автомобильные дороги» следует определять по соответствующим нормам (расценкам) части ГЭСН-2001-30 (ФЕР-2001-30) «Мосты и трубы».

Фото: "ИТС"