(3852) 22-35-75, 22-35-77
Россия, г.Барнаул
ул. Интернациональная 122, офис 608,  здание БЦ «Идеал 2».

На вопросы отвечает Лилия ПОДЫНИГЛАЗОВА, начальник отдела сметных норм и расценок на строительные работы ОАО «ЦНИИЭУС»

04.09.2013
Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) занимается методической разработкой нормативно-правовых документов в области ценообразования в строительстве, консультирует по вопросам формирования сметной стоимости строительной продукции, особенности составления сметной документации на разных этапах инвестиционной деятельности, нормативно-правовым документам в области ценообразования в строительстве.

ВОПРОС: Начата реконструкция объекта, который расположен в центральной части города, где развита сеть общественного транспорта, находятся магазины, театр и жилые многоэтажные дома. Реконструкцией предусмотрено расширение здания и устройство парковки легковых автомобилей, что привело к выполнению значительного объема земляных работ. Мы, подрядчики, не согласны с мнением и принятым решением заказчика по данному вопросу. Заказчик обязывает нас произвести строительство пункта по причине заключенного договора подряда на реконструкцию здания. Заказчик считает, что для выполнения работ на объекте строительная организация обязана установить и содержать пункт очистки колес автотранспорта. При этом ссылается на МДС 81-33.2004, где в статье расходов на организацию работ на стройплощадке учтены затраты на оплату труда и другие расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок.

Мы, исполнители работ (подрядчики), не считаем себя обязанными нести такие затраты по желанию заказчика. У нас есть уверенность, что эти затраты должны включаться в общую стоимость реконструкции.
Объясните нам следующее: нужно ли в стоимость строительства включать затраты на строительство пунктов для мойки (очистки) колес грузового транспорта? Просим разъяснить возможность оплаты указанных затрат за счет средств, выделяемых на строительство, и порядок определения их стоимости. На чьи плечи ложатся затраты по содержанию этих пунктов?

ОТВЕТ: Затраты на очистку (мойку) колес автотранспорта на строительных площадках могут быть учтены в прочих затратах в тех случаях, когда распоряжениями администраций в регионах устанавливаются требования об организации пунктов очистки (мойки) колес. Средства, предусмотренные в накладных расходах на уборку и очистку территории строительства, не учитывают расходы на установку пунктов на очистку (мойку) колес автотранспорта.

Для оборудования пунктов очистки (мойки) колес автотранспорта и строительной техники подрядные организации приобретают и устанавливают на строительных площадках соответствующее оборудование. Затраты, связанные с установкой и эксплуатацией таких пунктов очистки (мойки) колес, определяются по расчету на основании фактических данных подрядчика. При этом в стоимость затрат включаются амортизационные отчисления, рассчитанные от балансовой стоимости оборудования моек, стоимость воды и электроэнергии, заработная плата обслуживающего персонала, на которую начисляются накладные расходы, и сметная прибыль.

Действующими федеральными нормативно-методическими документами оплата затрат, связанных с установкой и эксплуатацией пунктов очистки (мойки) колес автомобильного транспорта на строительных площадках, не предусмотрена.

Затраты, связанные с установкой и эксплуатацией пунктов очистки колес автотранспорта на строительных площадках, определяются по расчету на основании данных проекта организации строительства (ПОС) и в соответствии с п. 4.85 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), которая принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, а также рассмотрена Минюстом России и признана документом, соответствующим законодательству РФ и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД). Данные затраты учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

Порядок расчета указанных затрат аналогичен определению стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин (приложение № 3 к МДС 81-35.2004, МДС 81-3.99).

В расчете затрат на очистку (мойку) колес автотранспорта учитываются амортизационные отчисления от первоначальной (восстановительной) стоимости оборудования, стоимость материальных ресурсов (воды, электроэнергии), оплата труда обслуживающего персонала, накладные расходы в размере 80% и сметная прибыль — 60% от оплаты труда рабочих (см. письмо Минрегиона России № 6140-ИП/08 от 19 февраля 2010 г.).

ВОПРОС: Проектом на строительство магистрального газопровода предусмотрено производство электрохимической и катодной защиты газопровода от наведенного напряжения. В действующей сметно-нормативной базе 2001 г. отсутствуют федеральные единичные расценки части 25 «Магистральные и промысловые трубы».

Как можно определить указанные выше затраты? Правомерно ли в таких случаях использовать ресурсный метод составления сметной документации и не будет ли это нарушением принципа составления смет, если все другие сметы составлены базисно-индексным методом?

ОТВЕТ: Определение стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ необходимо производить на основании положений, изложенных в «Методике определения сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), которая принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, а также рассмотрена Минюстом России и признана документом, соответствующим законодательству РФ и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД).

При составлении сметной документации возможно применение нескольких методов, а именно: ресурсного, ресурсно-индексного и наиболее распространенного — базисно-индексного (см. п. 3.27 МДС 81-35.2004).
Ответ на подобный вопрос содержится в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. № 38292-ИП/08, в котором приведено следующее: «В связи с отсутствием сборника федеральных единичных расценок ФЕР 81-02-25-2001 «Магистральные и промысловые трубы» определение стоимости работ по электрохимической и катодной защитам газопровода от наведенного напряжения 110 кВт рекомендуется производить ресурсным методом с применением норм ГЭСН 81-02-25-2001 «Магистральные и промысловые трубы».

При этом стоимостные показатели видов затрат (стоимость материалов, уровень оплаты труда, стоимость машин и механизмов) необходимо принимать в размерах, учтенных при разработке сборников ФЕР (ТЕР), сметно-нормативной базы 2001 г.».

Также не лишним будет ознакомиться с мнением Минрегиона России, которое опубликовано в письме от 2 мая 2012 г. № 10449-ДШ/08, где отмечено, что: «В настоящее время осуществляется разработка части 25 федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) на строительство и специальные строительные работы «Магистральные и промысловые трубопроводы» для включения в федеральный реестр.

До утверждения данных нормативов расчет стоимостных показателей в базисном уровне цен при определении затрат по прокладке магистральных и промысловых трубопроводов представляется возможным, по мнению Минрегиона России, производить ресурсным методом с применением Государственных элементных сметных норм ГЭСН 81-02-25-2001 «Магистральные и промысловые трубопроводы», утвержденных приказом Минрегиона России от 17 ноября 2008 г. № 253 и включенных в федеральный реестр».

ВОПРОС: На основании заключенного договора подряда организация выполняет строительные и монтажные работы при реконструкции объекта. Договором предусмотрено использование некоторых строительных материалов, приобретаемых и поставляемых на объект силами заказчика. Заказчик считает, что для снижения затрат на реконструкцию из суммы затрат по итогу глав 1—7 следует исключать сметную стоимость материальных ресурсов, которые поставляются заказчиком (графы 4 и 5 сводного сметного расчета строительства).

Должен ли заказчик возмещать подрядчику лимитированные затраты как на материалы поставки подрядчика, так и на материалы поставки заказчика, стоимость которых включена в СМР?

Есть ли возможность на основании каких-то документов (методик) убедить заказчика рассчитаться с нами на законных основаниях, т. е. определить лимитированные затраты главы 9 от полной стоимости как строительных, так и монтажных работ?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 746 Гражданского кодекса оплата выполненных подрядчиком работ (в том числе и компенсация прочих работ и затрат) производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, установленном законом или договором строительного подряда.

Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобретал. Данное положение приведено в п. 4.22 действующей «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), которая принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, а также рассмотрена Минюстом России и признана документом, соответствующим законодательству РФ и не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД).

В соответствии с пунктом 4.85 МДС 81-35.2004 в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости реконструкции объекта (далее — ССР) необходимо включать средства на основные виды прочих работ и затрат, используя при этом рекомендуемый перечень, приведенный в Приложении № 8 указанной Методики. При этом для специфических условий строительства в главе 9 могут учитываться другие виды прочих затрат.

Имейте в виду, что прочие работы и затраты, относящиеся к деятельности подрядчика, выраженные в процентах и учитываемые в качестве лимита средств в главе 9 ССР, определяются от стоимостных показателей, в том числе полной стоимости строительно-монтажных работ (вне зависимости от условий поставки материалов заказчика или подрядчика) по итогам глав 1—8 ССР.